Опыт № 1. Влияние на рост корня удаление его кончика
Объекты и оборудование: проросшие семена гороха, фасоли или бобов с корнем длиной 2–3 см; влажная камера, сделанная из банки так же, как в предыдущем опыте; канцелярские булавки; лезвие бритвы; линейка.
Постановка опыта. Для опыта отберите 2 проросших семени с одинаковыми по размеру и форме корнями без признаков повреждения. У одного семени бритвой отрежьте кончик корня размером 0,5 см. Измерьте длину корня у опытного (с обрезкой) и контрольного (целого) семени и запишите результаты. Семена поместите во влажную камеру, прикрепив их булавками за семядоли, как в предыдущем опыте. Закройте камеру крышкой или пленкой и поставьте в теплое место.
Результаты опыта. Через 4–5 дней измерьте линейкой длину главного и боковых корней у опытного и контрольного семени и убедитесь, что у опытного семени длина боковых корней больше.
Ответьте на следующие вопросы. Почему длина и количество боковых корней у опытного семени больше? С какой целью удаляют кончик корня (это называется пикировкой) при выращивании культурных растений?
Опыт № 2 Дыхание корней
Объекты и оборудование: луковица с корнями, выращенная в банке с водой; небольшая банка; пластилин; лучинки – тонкие деревянные палочки, лучше сосновые.
Постановка опыта. В две небольшие банки с диаметром горлышка чуть меньше диаметра луковицы налить по 1–2 мл воды. Луковицу с корнями плотно прилепите к горлышку одной из банок с помощью пластилина. Другую банку – контрольную – закройте крышкой. Корни луковицы распределите равномерно по дну, встряхнув банку. Обе банки поставьте на 2 дня в слабо освещенное место при комнатной температуре.
Результаты опыта. Зажгите лучинку и спокойно, не торопясь, опустите в банку, в которой были корни луковицы. При этом старайтесь как можно меньше нагревать банку рукой, чтобы из нее не вышел воздух. Лучинка гаснет (рис. 10). То же самое проделайте с контрольной банкой, где не было корней, — лучинка продолжает гореть. Не дожидаясь, пока в контрольном опыте лучинка погаснет из-за того, что кончился кислород, ее надо быстро и аккуратно вынуть.
Ответьте на следующие вопросы. Для чего опускают зажженную лучинку в опытный и контрольный сосуды? Почему лучинка гаснет в сосуде, где находились корни? Зачем необходим контрольный сосуд в опыте?
Комментариев нет:
Отправить комментарий